Творческий отчёт учительницы русского языка и литературы казахской школы-гимназии Негметжановой Гульжан Зейнуллиновны
Новая модель обучения русскому языку и литературе, складывающаяся в условиях модернизации казахстанского образования, призвана решать вопросы приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания. Смена образовательных приоритетов, усиление акцентов на воспитание подрастающего школьника, осознание необходимости изучения родного языка и языка межнационального общения как средства выражения мировоззрения народа – все это обусловило необходимость обновления содержания языкового образования.
Изменившаяся образовательная парадигма, нашедшая отражение в законе РК "Об образовании", в Концепции модернизации казахстанского образования на период до 2050 года , в учебной программе в рамках обновления содержания начального и среднего образования и в последних правительственных документах об образовании, ориентирует на воспитание и развитие личности учащихся в процессе овладения ими предметными знаниями, умениями и навыками. В современном обществе уже сформировался довольно устойчивый запрос не столько на "обученную", сколько на социально-адаптированную, конкурентоспособную, творческую и полиязыковую личность.
Основными целями общеобразовательных учреждений в правительственных документах определены - формирование общей культуры личности учащихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора профессии, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся положительной мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Множество педагогов на сегодняшний день занимаются решением этой проблемы. Для этого в школе проводятся коучинги, «Lessоn Stиdу», мастер-классы для учителей гимназии, не прошедших данные курсы, с целью обобщения знаний по данной программе, и планирования уроков, с учетом интегрирования 7 модулей. Такие уроки позволяют вовлечь учащихся в учебный процесс и дают возможность с легкостью освоить учебный материал. Результаты отражаются в итоговых, промежуточных срезах, в четвертных и годовых оценках учащихся.
Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего критического.
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление — это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Приемов формирования критического мышления довольно много. Все они очень разнообразны по форме и содержанию. Работая над методической проблемой «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества знаний», я на уроках применяю следующие приёмы: «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ), «Корзина идей, понятий, имен», «Чтение с остановками», «Шесть шляп Де- Бонна», кластер, синквейн.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Поэтому перед нами стоит задача сформировать метаумения:
Стержнем развития интеллектуальных умений является критическое мышление.
. В этой связи становятся наиболее актуальными следующие педагогические технологии:
- технология проектного обучения,
- технология развития критического мышления,
- проблемное обучение,
- проектное обучение,
Остановлюсь подробнее на технологии развития критического мышления, приемы которой успешно применяются мной на практике.
За время своей педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с различными моделями, технологиями, способами обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания. К эффективным технологиям развивающего обучения относится и технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Когда я впервые столкнулась с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - РКМЧП, я не сразу поняла, насколько она эффективна и даёт хорошие результаты. При правильном использовании технологии развивается не только творчество учителя, но и творческие способности учащихся, а также даётся возможность детям высказывать свое личное мнение.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» учит вовсе не чтению и письму как таковому. Она учит общению и сотрудничеству со всеми людьми, то есть готовят граждан открытого общества.
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Свой урок строю на принципах критического мышления, где каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Считаю, ученики должны думать собственной головой и самостоятельно решать самые сложные вопросы.
Особенно актуально это при работе с незнакомым текстом: формировать о нём свое собственное мнение.
Поэтому на уроках русского языка приходится снова и снова углубляться в фактический материал, прокладывать тропинки от старого к новому, иначе пользы от их критических умений не будет. Необходимо учить ребят воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти разнообразные сведения. Обучение критическому мышлению – лишь часть многогранной работы учителя русского языка. Поэтому урок начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать. Мы замечаем, что-то новое и хотим узнать поэтому на этапе вызов использую прием: «Дерево предсказаний». Выполняя данное задание, учащиеся самостоятельно определяют тему и задачи , которые ставятся на уроке. На этапе осмысления предлагаю поработать с приёмами КМ в группах. Данный прием позволяет легко вспомнить основные часто применяемые приёмы КМ и позволяет каждому участнику высказать свою точку зрения по теме и отметить положительные и отрицательные стороны.
Критически мыслящий ученик находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
Я всегда стараюсь использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихся.
Продолжая работу над методической проблемой, провожу открытые уроки, мастер-классы, коучинги, внеклассные мероприятия.
Посмотреть новость на сайте учреждения